Мастерская учителя
Я учитель, а это значит…
Чудесный зимний день. На улице задорный морозец.
Я радуюсь жизни, прекрасному утру, наступившему дню. Всякий раз, встречая новый
день, думаю: « Что интересного он принесет мне? Подарит ли чудные мгновения
общения с моими учениками? Какие вопросы задаст сегодня? Смогу ли их
разрешить?»
Иду в школу своей обычной дорогой, смотрю
на деревья, которые каждое утро приветствуют меня. Какой сказочный наряд!
Невозможно пройти мимо…
Пожалуй, сегодняшний урок литературного
чтения начну с описания утра. Каким его увидят мои дети? Что необычного заметят
сегодня? Чем порадуют, удивят меня? А вот и она, моя любимая скамейка под
стройным кленом. Теплой весной, погожими осенними днями я бываю ее гостьей. Это тоже мое рабочее место.
Здесь часто обдумываю цели уроков, подвожу итоги прошедшего дня; здесь ко мне
приходят подчас неожиданные мысли.
Иногда меня спрашивают, сколько времени
длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: « Я работаю всегда. Во время
чаепития и во время прогулки по лесу и поездки на машине. Даже во сне меня
посещают образы, замыслы, а то и почти готовые «модульные» уроки. Значит, и во сне
продолжается мой рабочий день…Иначе не получается».
Всегда
с легким волнением открываю дверь школы, быстро поднимаюсь в свой класс: ведь
сейчас появятся мои ученики, мои дети…
Дети
– это взгляды глазок боязливых,
Ножек
шаловливых по ступенькам стук,
Дети
– это солнце в пасмурных мотивах,
Целый
мир гипотез, радостных наук, - повторяю я вслед за М. Цветаевой.
Всматриваюсь в детские лица, внимательно
выслушиваю каждого, отвечаю на все вопросы, а самой так хочется сказать вслух:
« Дорогие мои ребята! Вы самые удивительные люди на свете. Ваша
доброжелательность, открытость, приветливость ни с чем не сравнима. Вы
необычайно деятельны, верите в добро, справедливость, счастье. Как оградить вас
от всего дурного, грязного, что еще есть в нашей жизни? Как закалить? Как
помочь? Вот он огонек доверия. Его легко погасить неосторожным прикосновением,
резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить, что в детской жизни нет
мелочей…Вспоминаются слова Руссо:« Любите детство, будьте внимательны к его
играм и забавам. Кто из вас не жалел подчас
о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается
миром?» Мои мысли прерывает звонок. Урок
я начинаю с улыбки. Улыбка – мой рабочий инструмент. Она, как говорил Экзюпери,
объединяет. И это действительно так. Уже светятся навстречу мне доверчивые
лица. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам
отыскивать чудеса на каждом уроке. И мы их находим на уроке литературного чтения, в тончайших оттенках слова на уроке
русского языка. Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие
нас вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать. Ребята
дарят мне минуты вдохновения и творчества, а я с любовью все принимаю. А каким должно быть при этом слово учителя?
Конечно же, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности,
общности, иначе поиск чудес не состоится. Как учитель, я понимаю: «Нельзя
сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня
прекрасный человек тот, который видит красоту и неповторимость окружающего
мира, восхищается ею, радуется и дивится, учится находить неожиданное в
обычном, новое в давно известном.» Как
хорошо, если эту радость узнавания будет приносить моим ученикам каждый новый
день! Мне очень хочется, чтобы они сострадали
березке, скованной колючим
объятием ели. Восхищались изощренностью осени, с которой она раскрашивает
листья осинки и превращает их в диковинные марсианские монеты. Грустили,
наблюдая, как подкрадывается к лесу и полю зима. Я люблю замечать, как в детях
постепенно рождается способность «жить в мире мысли». Ребята с огромным желанием фантазируют на
темы: « О чем шепчет опадающая листва», « Почему загрустила береза». И какие
только не звучат ответы! Оригинальные, неожиданные.
Вот и сегодня мои первоклассники пишут первое
в своей жизни сочинение: « Я – добрый волшебник». Идет важнейшая работа по развитию мысли, нравственных качеств. Я
внимательно слежу за выражением их лиц, глаз, понимаю, как им трудно сейчас, и
стараюсь улыбкой, нежным прикосновением руки к склонившимся над тетрадью
головками помочь. Не спугнуть бы пока еще робкие и несмелые мысли… Неодобрительным замечанием можно
надолго или навсегда погубить в ребятах только – только начинающие прорастать
семена творчества. Пусть они фантазируют, сколько им угодно…
Закончился еще один день. Можно немного
расслабиться, отдохнуть, хотя усталость меня не тяготит, и подумать.
Домой возвращаюсь не торопясь. Весь день –
учила, вдохновляла, возвышала каждого ученика, прививала любовь к Отечеству,
вселяла веру в людей. Ведь я,
Учитель
– созидатель человеческой души, я –
пахарь, я – сеятель, а это значит
Я
за все расплачусь – покажу семена:
И
ростки доброты воспрянут.
И
проявится жизни моей цена-
В
том, как люди меня помянут.
|